вторник, 29 апреля 2014 г.

Про искусство

Доброго дня вам, люди. Я никуда не пропала) Захожу сюда регулярно почитать, что пишут и посмотреть, что творят люди, чья деятельность мне интересна и чьё мнение уважаю. Просматривая ваши профили, замечаю как красиво и неспешно течёт ваша творческая жизнь, умнички вы мои. И только моя жизнь похожа на дурдом: маленькая обожаемая мной принцесса задумала начать растить зубки... со всеми вытекающими)))) Теперь нет времени ни на что... и сон стал очень условным понятием... Но это всё временное. И на фоне обычных мамских хлопот я всё-равно урываю немного времечка на свои проекты. А их сейчас два: я задумала ни много ни мало - альбом! Мужской. Вернее, задумывала его  ещё полтора года назад и вот наконец взялась делать. Заодно изучаю стили и техники в скрапбукинге. Это очень увлекательно) Ну и как же я без акварели? Делаю серию работ (графических) с рабочим названием ДВЕРИ. Но об этом попозже ;))) А сегодня о том, что переполняет меня вот уже как несколько дней...
Началось всё с участившихся вопросов моих учеников: "Что такое произведение искусства?" Я сначала спокойно отвечала, но не понимала реакцию: "Хм... ну я вообще тоже так думаю, но вот остальные"... КТО ОСТАЛЬНЫЕ? И так и оставалась бы я в святом неведении, если бы мне не вздумалось начать вести блог (оный вы и читаете) и открыть магазинчик на Ярмарке мастеров. Есть люди, мнение которых я очень уважаю. С ними-то я и начала делиться идеями и советоваться... и всё бы ничего, но вот про ЯМ реакция была неоднозначной. И пошла я сама изведывать новые просторы...


1. ИЗ ИСТОРИИ:
На протяжении всех веков женщины занимались различными видами творчества: вышивали, шили, вязали, плели, даже рисовали. Занимались этим женщины разных возрастов и сословий и, надо сказать, их работы были прекрасны и  сейчас вполне справедливо остатки их изделий хранятся в различных музеях мира. Способствовало этому обстоятельству отсутствие телевидения и интернета (у них было свободное время!) и тот факт, что делалось это "для души", а потому автор очень старался, никуда не торопился и хотел во-первых иметь качественное и красивое изделие. Ни для кого не секрет, что для того, чтобы добиться такого результата, приходилось (о ужас) иногда что-то распускать, переделывать... и т.д.  В общем, делать то, что видимо не считают нужным делать современные рукодельницы. И при этом они не называли (и не считали) себя художниками.
Начиная с эпохи возрождения в мировом искусстве появились художницы, которые сделали живопись своей работой. Художницы, чей профессионализм не уступал мастерам, всеми признанным: Дюреру, Ван-Эйку, Рафаэлю...

Катерина ван Хемессен (1528-1587г.г.), Софонизба Агниссола (1532-1625г.г.) кстати, первая профессиональная художница в истории. Лавиния Фонтана (1552-1614г.г.), Мариетта Робусти (1554-1590г.г.),  Феде Галиция (1578-1630г.г.), Юдит Лестер (1609-1660г.г.), Розальба Каррьера (1675-1757г.г.), Артемизия Джентилески (1592-1653г.г.), Ангелика Кауфман (1741-1808г.г.), Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (1755-1842г.г.), Роза-Аделаида Дюкре (1761-1802г.г.), Маргарита Жерар (1761-1837г.г.), Сара Гудридж (1788-1853г.г.)... и ещё много достойных имён. Очень рекомендую ознакомиться с творчеством каждой из них ;)
2. ТАК КТО ЖЕ ТАКОЙ ХУДОЖНИК?
Википедия говорит: Художник — человек, занимающийся изобразительным и не изобразительным искусством, графикой. Славянское слово художник является древним заимствованием из готского языка (handags), а в германских языках восходит к обозначению руки. РУКИ! Мать вашу.... которые растут из самых правильных мест, ибо производят произведения искусства! В наше время очень сдвинулось понимание, кто такой художник. И вроде как, если тебя не знают и твои картины не продаются за десятки-сотни-тысячи рублей (долларов, евро), то ты и не очень художник. А если продаются... то тогда  вот ты художник, творец! и тебе всё можно, т.к. ты обладаешь особым видением. А то, что кроме тебя твоё видение никто не понимает, тебя как художника не интересует: ты выше этого. Люди, откуда такое самолюбие и самомнение? Если почитать историю и посмотреть на тех, кого время признало художниками, то это люди постоянно ищущие, постоянно сомневающиеся. Люди, которые продавали не все картины, т.к. в некоторые было вложено столько сил и души, что в глазах автора она цены не имела. А те, которые продавались (для того, чтобы этот самый художник мог пропитаться), начинали с очень небольшой цены. И не забываем: все они сначала учились у мастеров. Учились долго! А что сейчас? Вот смотрю я на картины некоторые, которые и картинами-то не назвать... Милый автор, а с чего ты решил, что это - картина? А ты - художник??? Кто дал тебе это гордое звание? И почему вместо того, чтобы учиться и слушать мнение людей, ты стираешь комментарии, тебе не угодные? Ты же выставил свои "произведения" на всеобщее обозрение, ну так СЛУШАЙ, ЧТО ЛЮДИ ГОВОРЯТ! Я про здоровую конструктивную критику этих самых людей. А они в большинстве своём, даже самые от искусства далёкие, часто ведь дело пишут! А с чего берутся цены на картины? Это цена материалов?... нет. Работы? Моя маленькая дочь лучше рисует, пока полчаса смотрит мультик... Откуда такие цены??? Вы смотрите на то, что происходит в целом в сфере арт-рынка? Ну так не путайте попсу и Моцарта! Не надо подменять понятия. Как "делаются гении в современном искусстве" очень хорошо описывает Михаил Шемякин в своей статье.  Очень рекомендую.
Понимаю, что это крик в пустоту... понимаю. Но и молчать не хочу. Потому как вот эти художники  опошляют то прекрасное и вечное, что зовётся ИСКУССТВОМ. Я за цензуру. Я очень грущу, что методики отбора на всеобщее обозрение картин, погибли под давлением вот этих масс... почему бы не взять на вооружение Древнюю Грецию, которую мы все (правда?) считаем эталоном в искусстве? А ведь во времена расцвета Древней Греции был художественный совет, состоявшиий из лучших мастеров, которые и выбирали лучшую работу. А все остальные... их тут-же на месте разбивали. В пыль! Ах, дайте мне молоток!.... 
А может это я не понимаю что-то? Расскажите мне КТО ТАКОЙ ХУДОЖНИК?


Большое спасибо за предоставленные материалы:
-Ярмарке Мастеров
-Блогу здравомыслящих людей
-лично Сычёвой Ольге


1 комментарий:

  1. Аня, накипело?) и сказалось! Очень хорошо и корректно написанный пост.Спасибо, что напомнила:"...делалось это "для души", а потому автор очень старался, никуда не торопился и хотел во-первых иметь качественное и красивое изделие...".
    Буду изучать список художниц,и почитаю Шемякина, спасибо.
    Я не знаю, кто такой художник), но предполагаю, что это человек, выставляющий на суд зрителей то, что является компиляцией его мыслей, чувств, его жизненного опыта, и знаний, его наблюдений и переживаний... и все это выражено какими-то определенными художественными средствами и облачено в определенную форму.
    Сегодня модно называть себя творческим человеком, только потому, что ты уже купил краски и бумагу, или поешь дома в ванне, или фотографируешь друзей на пикнике. И с этим ты идешь в народ, и если попадаешь в среду себе подобных, которые поют дифирамбы друг другу, то ли боясь обидеть себя, то ли боясь обидеть тебя, то можешь на всю оставшуюся жизнь поверить, что ты и есть личность творческая и не ординарная, со своим особым видением)))
    Вообще, пошла думать... Сейчас читаю книгу "Призвание", там много о поиске себя, о работе по развитию своих способностей и не в одной строке не написано, что это легко)))

    ОтветитьУдалить